Православные мультимедийные ресурсы РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
 






Поиск
Искомое.ru

Православный телеканал «СПАС»

Православный телеканал «Союз»

Медиа-сервер «OrthoMedia.RU»

Радонеж. Православное братство

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА: КОМПАНИЯ ЗАО «ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ»



Святые отцы о спасении


Статьи проф. А.И.Осипова

[]

ЗНАКОМСТВО С РИМСКОЙ КУРИЕЙ

ОСИПОВ А. И., профессор МДА,

игумен АВГУСТИН (Никитин), преподаватель ЛДА

«ЖМП», №3, 1979

 

ЗНАКОМСТВО  С РИМСКОЙ КУРИЕЙ

 

Экуменические контакты между Церквами имеют в своем раз­витии определенную последовательность и направленность. С одной стороны, эти контакты осу­ществляются на основе все более углубляющегося взаимного богословского изу­чения, с другой — не менее важных и интен­сивных исследований структуры церковного управления и религиозной жизни. Оба эти плана, в конечном счете, составляют норму со­временных экуменических отношений Русской Православной Церкви с многими инославными Церквами.

Связи Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью наметились совсем недавно, в понтификат Папы Иоанна XXIII (1958—1963). Однако с самого начала они приобрели достаточно интенсивный харак­тер как в плане богословском (уже состоя­лось четыре богословских собеседования), так и в официально-церковном. Со стороны Рус­ской Православной Церкви большой вклад в дело установления и расширения контактов с Римско-Католической Церковью внес ныне покойный митрополит Ленинградский и Нов­городский Никодим.

В контексте благоприятно развивающихся отношений между обеими Церквами в конце 1977 года произошел взаимный обмен деле­гациями двух Церквей на новом уровне кон­тактирования с конкретной задачей ознаком­ления с структурой управления и деятельно­сти различных отделов другой Церкви.

С этой целью в ноябре 1977 года гостями Русской Православной Церкви была делега­ция Римской курии во главе с архиепископом Иеронимом Амером, секретарем конгрегации Вероучения, а с 23 ноября по 4 декабря того же года по приглашению Секретариата по со­действию христианскому единству делегация Русской Православной Церкви посетила Ва­тикан, где ознакомилась с организационной структурой Римской курии. Делегацию Рус­ской Православной Церкви возглавлял архи­епископ Выборгский Кирилл, ректор Ленин­градских духовных академии и семинарии. В ее состав входили заведующий аспирантурой при Московской духовной академии, член Отдела внешних церковных сношений протоиерей Владимир Мустафин, преподаватель Ленинградской духовной академии игумен Августин (Никитин), профессора МДА К. Е. Скурат и А. И. Осипов, член Отдела внешних церковных сношений Г. Н. Скобей.

 

За Бронзовыми вратами

Ватикан представляет собой небольшой (44 гектара) живописный архитектурно-при­родный ансамбль (базилика св. Петра, двор­цовый комплекс, сады, украшающие склоны Ватиканского холма), обнесенный высокой стеной. И хотя в него можно пройти четырь­мя различными входами, однако лишь Брон­зовые врата ведут в сам дворец — средото­чие жизни Римско-Католической Церкви. Здесь резиденция Римского Папы и централь­ные органы управления града Ватикана и Римско-Католической Церкви, иначе называ­емые Римская курия.

«Словом «курия» обычно обозначается цент­ральный церковный аппарат, при помощи ко­торого Папа осуществляет руководство Рим­ско-Католической Церковью.

Официальный смысл термина «Римская ку­рия» уточнен в регламенте, утвержденном Папой 22 февраля 1968 года. Согласно его 1-й статье в курию входят: Папский Государ­ственный Секретариат, Совет по внешним де­лам Церкви, конгрегации, трибуналы, служ­бы, секретариаты, Совет по делам мирян и комиссия Справедливость и мир» *.* Проф. Д. П. О г и ц к и й. Римско-Католическая Церковь, 4-я часть. 1970, с. 109 (ма­шинопись).

Согласно основному закону Ватикана пра­вящий Папа «обладает полнотой законода­тельной, исполнительной и юридической вла­сти». По выражению монсиньора Павла Пупара, автора книги «Знакомство с Ватика­ном» (1967 г.), «это ради него (Папы. — А. О. и А.) существует град Ватикан, создан­ный для того, чтобы ему позволить осуществ­лять со всей независимостью свою духовную власть» (с. 42) над 600 миллионами като­ликов, живущих по всему земному шару. «Оком, сердцем и рукой» Папы является Го­сударственный Секретариат, который стоит во главе всех организаций Святейшего Престола и осуществляет от лица Предстоятеля Рим­ской Церкви руководство всей курией, то есть всем аппаратом государственной и церковной деятельности Ватикана.

Государственный секретарь имеет право со­зывать руководителей всех дикастерий курии для координации их деятельности.

Кардинал — государственный секретарь, ис­полняющий фактически функции премьер-ми­нистра и министра иностранных дел, всегда поэтому — первый и ближайший помощник Папы. Он является одновременно префектом (главой) и так называемого Совета по обще­ственным делам Церкви, который заведует всей папской дипломатией. Делами этого Со­вета непосредственно занимается заместитель госсекретаря, имеющий должность секретаря Совета.

В ведении Совета по внешним делам Церк­ви находится комиссия «Про Руссиа», учреж­денная Пием XI в 1930 году для руководст­ва всеми делами Католической Церкви в России. Однако с 1934 года сфера деятель­ности комиссии ограничивается лишь русскими католиками латинского обряда (неуниата­ми). Католики восточного обряда (униаты) вновь перешли в ведение восточной конгрега­ции.

Обратимся теперь к отдельным церковным куриальным учреждениям, с которыми наша делегация имела возможность ознакомиться во время своего пребывания в Ватикане.

 

Конгрегации

Конгрегации — это постоянные комиссии кардиналов и епископов для изучения опре­деленного круга церковных дел. Каждой из них руководит кардинал-префект, которому помогают секретарь и его заместитель. Все они назначаются лично Папой. Руководитель и члены конгрегации назначаются на пять лет, после чего должны быть заменены или вновь утверждаться Папой. Все конгрегации юриди­чески равны, и возможные конфликты между ними разбираются в Верховном суде Ватика­на, которым является Апостолическая Сигна­тура.

В результате реформы курии, произведенной Папой Павлом VI в 1967 году, были упразд­нены три из бывших до сих пор 12 конгрега­ции, именно, конгрегации Церемониала, Чрезвычайных церковных дел и Имущество свято­го Петра.

Однако в 1969 году вместо конгрегации Обрядов учреждены были конгрегация Боже­ственного культа и конгрегация по делам ка­нонизации. В настоящее время в курии 9 кон­грегации: Вероучительная, по делам еписко­пов, по делам Восточных Католических Церк­вей, по делам клириков, по делам монашест­вующих и секулярных учреждений, Евангелизации народов, Католического образования, Таинств и Богослужения. Последняя конгрега­ция была образована в 1975 году за счет слия­ния конгрегации Дисциплины таинств и Бо­жественного культа.

Наша делегация посетила шесть конгрега­ции. В первой из них, конгрегации Таинств и Богослужений, нас принял префект кардинал Джеймс Нокс, секретарь конгрегации архиепи­скоп Иннокентий Антонио и секретари двух секций, на которые разделена конгрегация: Таинства и Богослужение. Назначение конгре­гации вполне определяется ее названием. В секции Таинства имеется бюро, занимающееся каноническими вопросами брака, и бюро дру­гих шести таинств. Среди акций конгрегации в послесоборный период особенно можно от­метить восстановление диаконского института в большинстве Поместных католических Цер­квей. Ныне во всей Римско-Католической Церкви около трех тысяч диаконов, подавля­ющее большинство которых женато (в 1968 году в Кельне (ФРГ) впервые было совершено пять таких рукоположении) и живет не за счет церковного прихода, а на средства от гражданской службы. Для женатого диаконата минимальный возраст рукоположения — 35 лет, для неженатого — 25 лет. После при­нятия сана диакон жениться не вправе.

Предполагается установить минимальный возраст детей, допускаемых к первому прича­стию и первой исповеди, в семь лет.

Интересно отметить, что в совершении та­инства Миропомазания (конфирмация) в на­стоящее время все более наблюдается тенден­ция к сближению с восточным обрядом, то есть совершению его сразу же непосредствен­но после крещения.

Постоянная работа ведется и в секции Бо­гослужение. С 1967 года в ней проводится ра­бота по переводу древнейших богослужебных чинов, на основании которых реформируют­ся современные исследования. Изданы чины рукоположения епископов, пресвитеров и ди­аконов. Составлены и введены в употребление новые служебник и требные чины (последним был издан чин освящения храма). Большое внимание уделяется патрологическим чтени­ям. За литургией по воскресным дням, наря­ду с Апостолом и Евангелием, введено чте­ние из Ветхого Завета.

В то же время такие богослужения суточ­ного круга, как вечерня, утреня, часы и про­чее, исключены в латинском обряде из цер­ковного обихода и оставлены лишь для келей­ного правила священнослужителей. Только в праздничные дни совершаются «Хвалитны» и вечерня в общем богослужении.

В конгрегации Католического образования делегацию принял префект ее — кардинал Гавриил Гаронн, секретарь — архиепископ Антоний Хавьер, заведующие отделами, сот­рудники. Состоявшаяся беседа касалась, глав­ным образом, вопросов истории и современной структуры конгрегации, методов работы, ха­рактера и способов связи конгрегации с ре­гионами, а также целибата священства, свя­щеннического призвания, функционирования духовных школ и другого.

Конгрегация имеет четыре бюро или отде­ла: семинарий, университетов, школ (за ис­ключением школ, подчиненных конгрегациям Евангелизации народов и по делам Восточ­ных Католических Церквей) и священничес­ких призваний. Отдел семинарий координиру­ет работу школьной сети при участии нацио­нальных епископских конференций, которые вырабатывают программы и уставы семина­рий. Отдел университетов разрабатывает об­щие конституции для 125 католических фа­культетов во всем мире. Отдел школ ведает средними и начальными католическими учеб­ными заведениями. Недавно конгрегация из­дала документ, в котором подчеркивается на­сущная необходимость евангелизации подра­стающего поколения. Отдел священнических призваний провел особенно большую работу в последнее десятилетие в связи с некото­рым уменьшением числа призваний. С 1972 года вновь ощущается рост священнических кадров. Возможно, положительную роль сыг­рал тот факт, что возраст поступающих в се­минарии стал старше. Во всяком случае, це­либат, по словам сотрудников конгрегации, не является в настоящее время первостепенной проблемой.

В конгрегации по делам Восточных Като­лических Церквей делегацию приняли пре­фект ее — кардинал Павел Филипп, секре­тарь — архиепископ Марин Брини и сотруд­ники различных отделов. Конгрегация эта ве­дает делами Восточных Католических Церк­вей, то есть униатством в его различных об­рядах. Нас ознакомили с характером взаимо­связей конгрегации с автономными Восточны­ми униатскими Церквами, рассказали о со­здании новых епархий, о перспективах раз­вития и укрепления отношений с Православ­ными и Древними Восточными дохалкидонскими Церквами.

В конгрегации Клира нас встретил ее пре­фект кардинал Иоанн-Иосиф Райт. О деятель­ности конгрегации сообщили заведующие бюро духовенства, бюро катехизации населения и бюро церковного имущества, через кото­рые осуществляется вся ее деятельность. Уч­режденная еще в XVI веке конгрегация бы­ла реорганизована после Второго Ватикан­ского Собора. Эта конгрегация представляет собой как бы дополнение к конгрегации епи­скопов. Если последняя занимается делами епископов, то конгрегация клириков — дела­ми всего прочего духовенства, в первую оче­редь — священников. В ведении конгрегации находятся 360 тысяч священников, из них 160 тысяч — монашествующих. Ее санкцио­нированию подлежит также вся катехизиче­ская деятельность. По рекомендации конгре­гации для рассмотрения насущных пастырско-приходских вопросов ныне в епархиях созы­ваются консультативные пресвитерские собо­ры, включающие всех пресвитеров (в том чи­сле и иеромонахов) данной епархии. Однако окончательное решение этих вопросов принад­лежит епархиальному архиерею.

С большим интересом ознакомились мы с деятельностью конгрегации Евангелизации на­родов, или, как она называлась до реформы 1967 года, пропаганда веры. Принявший на­шу делегацию секретарь конгрегации архиепи­скоп Симон Лурдусами (Индия) и его сот­рудники довольно подробно рассказали нам об истории конгрегации, ее настоящей дея­тельности и основной цели. Конгрегация эта управляет всеми католическими миссиями в мире. Главным объектом ее деятельности яв­ляется нехристианское население в развиваю­щихся странах. Ныне в ведении конгрегации находится 859 миссионерских епархий. Зада­ча конгрегации — довести эти епархии до степени полноценных самостоятельных единиц с тем, чтобы затем уже передать их в веде­ние других конгрегации. Конгрегация имеет в Риме свой университет «Коллегиум урбанум» для подготовки миссионеров в различ­ные районы мира. При нем в 1960 году был учрежден институт изучения атеизма. Конгре­гация имеет также целый ряд коллегий и се­минарий в Риме и по всему миру. О деятель­ности конгрегации красноречиво говорит хотя бы такой факт. В 1935 году в Африке был только один черный епископ. В настоящее время там их десятки, и имеется даже не­сколько кардиналов (первый в истории — Ругамбва Лавреан — был возведен в это достоинство Папой Иоанном XXIII в 1960 го­ду).

Последний официальный визит нашей деле­гации был в первую по происхождению (1542) и значимости римскую конгрегацию — Вероучительную (до реформы 1967 года она называ­лась «Санктум оффициум»). Мы были приняты префектом кардиналом Франциском Шепером, секретарем архиепископом Иеронимом Амером и сотрудниками конгрегации. В задачу конгре­гации всегда входило попечение о чистоте ка­толической веры и в связи с этим суд по делам, касающимся преступлений против веры, и осуждение определенной категории книг. В связи с реформами курии 1965—68 гг., ко­торые в первую очередь коснулись этой кон­грегации, был изменен акцент в ее деятель­ности. Как заявил кардинал Франциск Шепер, хотя борьба с заблуждениями в области веры и нравоучения остается важной задачей этой конгрегации, однако основная ее забота долж­на быть теперь направлена на развитие бого­словской мысли. Конгрегация за последние послереформенные годы издала пять деклара­ций: христологическую (1972), о непогрешимо­сти Церкви и соборов и о защите жизни (1973), о некоторых вопросах половой этики (1975) и о так называемом женском священстве (1976). Кардинал Франциск Шепер осветил также ха­рактер деятельности образованной в 1969 году международной католической богословской ко­миссии, председателем которой является он же. Комиссия эта, хотя и автономна, но в силу единого с конгрегацией возглавителя, органи­чески связана с ней. Значение комиссии в ос­новном консультативное.

Другие отделы курии

В структуре Римской курии наиболее близки по своим функциям к конгрегациям секрета­риаты, которых в настоящее время три — это Секретариат по содействию христианскому единству, Секретариат по сношению с нехристи­анами (учреждено в 1964 году для развития отношений с представителями нехристианских религий) и Секретариат по сношению с неве­рующими (учрежден в 1965 году с целью изу­чения атеизма и вступления в диалог с неве­рующими).

Первым куриальным учреждением, которое посетила наша делегация по прибытии в Вати­кан, был Секретариат по содействию христиан­скому единству. Нас принял его секретарь монсиньор Шарль Меллер, вице-секретарь восточ­ной секции монсиньор Петр Дюпре и сотрудни­ки Секретариата священник Иоанн Лонг, мон­синьор Франческо Фортино и другие.

Задача учрежденного в 1960 году Папой Иоанном XXIII Секретариата, состоящего из «восточной» и «западной» секций — становление дружеских контактов с некатолическими хри­стианами исповеданиями. Секретариат руково­дит экуменической работой национальных кон­ференций католических епископов. Его деятель­ность в значительной мере направлена на фор­мирование отношений Римско-Католической Церкви в частности с Поместными Православ­ными Церквами. Занимается он и диалогом с иудаистами.

Во время встречи делегации с членами Сек­ретариата был поднят ряд вопросов, относя­щихся к деятельности Секретариата и отноше­ниям Римско-Католической Церкви к отдельным конфессиям. В частности, члены Секретариата высказались об отношении Римско-Католиче­ской Церкви к женскому священству в Англи­канской Церкви. Они заявили, что представи­тели Ватикана будут самым серьезным образом обсуждать этот вопрос с англиканами на пред­стоящей двусторонней встрече и что Римско-Католическая Церковь, безусловно, против жен­ского священства, но, конечно, лишь в тех Церквах, где священство признается таинством.

Римско-Католическая Церковь не имеет диа­лога с баптистами. Баптисты отказались при­слать наблюдателей на Второй Ватиканский Собор и никак не реагировали на официальное обращение Римско-Католической Церкви о го­товности вести диалог со всеми христианскими конфессиями.

В вопросе об отношении к так называемым «Объединенным Церквам» было заявлено, что бездогматическая, по существу чисто эмоцио­нальная точка зрения на церковное единство в этих Церквах неприемлема для Римско-Като­лической Церкви; поэтому экуменические кон­такты с ними пока еще очень неопределенны.

Священник Иоанн Лонг подчеркнул, что во взаимоотношениях между Римско-Католической и Православными Церквами наиболее серьез­ным в настоящее время является вопрос о Все­ленской и Поместных Церквах. Проблема эта изучается сейчас в перспективе диалога, в част­ности, с Русской Православной Церковью.

В один из визитов в курию мы имели воз­можность ознакомиться также с деятельностью Совета по делам мирян и комиссии Справед­ливость и мир.

В Совете по делам мирян нас принял его президент кардинал Опилио Росси, его замести­тель архиепископ Лука Морейра и члены Со­вета. Совет был учрежден в 1966 году с целью руководства апостолатом мирян. Задачами его Папа Павел VI определил: развивать апостолат мирян, быть форумом внутрицерковного диалога и контактов мирян с иерархией, зани­маться изучением всего комплекса проблем, свя­занных с апостолатом, вести общий учет дея­тельности и т. д. Апостолат мирян тесно связан с Католической акцией, но отличается от нее тем, что охватывает всю деятельность мирян в пользу Церкви, во всем многообразии ее форм, в то время как Католическая акция является только федерацией организаций, осуществляю­щих деятельность в духе апостолата мирян.

Все члены Совета — миряне, в том числе и женщины, и все они назначаются самим Папой. Епископы в Совете являются лишь консультан­тами. Одним из них до своего избрания Па­пой был и кардинал Карол Войтыла, ныне Па­па Иоанн Павел II.

Одновременно с Советом по делам мирян была учреждена и комиссия Справедливость и мир, имевшая несколько лет одного с ним пред­седателя.

Членами комиссии являются как духовные, так и светские лица, включая и женщин. Мы были приняты председателем кардиналом Бэрнардином Гантэном и сотрудниками комиссии. В сферу деятельности комиссии входят вопро­сы мира, социальной справедливости, развития культуры, экономики, особенно в развиваю­щихся странах Африки, Латинской Америки, Азии. На этой базе комиссия сотрудничает с ВСЦ в смешанном комитете СОДЕПАКС и участвует в работе некоторых органов ООН. Деятельность комиссии Справедливость и мир особенно привлекла внимание нашей делегации в связи с чрезвычайной актуальностью ее проб­лематики в настоящее время и большим созву­чием проводимой ею работы с предпринимае­мыми в том же направлении усилиями Русской Православной Церкви. Архиепископ Кирилл об­ратил внимание представителей комиссии на этот аспект деятельности Русской Православ­ной Церкви и, в частности, на Всемирную кон­ференцию: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами, созванную в Москве в июне 1977 года по инициативе Святейшего Патриар­ха Пимена. Состоялся также интересный обмен мнениями по вопросам сотрудничества христи­ан с нехристианами и нерелигиозными людьми в борьбе за мир, о разрядке напряженности между Востоком и Западом, о деятельности ка­толической организации «Паке Кристи Интер­националист

Наша делегация имела также возможность ознакомиться с задачами, работой, составом и структурой папской комиссии по пересмотру канонического права Восточных Католических Церквей. Делегацию принял вице-президент ко­миссии епископ Игнатий Мансурати. О деятель­ности комиссии рассказал ее секретарь отец Иоанн Жужек. Комиссия была организована в 1963 году. Однако реально свою деятельность комиссия начала осуществлять лишь с 1975 го­да. Поэтому процесс пересмотра канонического права только начался. Основная работа впереди. Ее строят с учетом современных условий жизни Церквей, в перспективе возрастающих экуменических отношений.

 

Университеты

Римско-Католическая Церковь располагает в настоящее время по всему миру большой сетью школ различного ранга и специализации: общеобразовательные школы, семинарии в ка­честве средних и высших учебных заведений для подготовки священнослужителей, бого­словские факультеты как самостоятельные, так и при государственных университетах, а также католические университеты.

Кроме того, имеются колледжи, которых лишь в Риме не один десяток, предназначенных для обучающейся молодежи. Наша делегация была размещена в одном из таких коллед­жей— Руссикуме, который был учрежден Пи­ем XI в 1929 году, находится в ведении Вос­точной конгрегации и носит имя св. Терезии. Ректором Руссикума в настоящее время явля­ется о. Кирилл Пиовизано. Здесь обычно про­живают и обучающиеся в Риме наши студенты.

Самым значительным является Грегорианский университет, основанный в XVI веке при уча­стии Игнатия Лойолы и по сей день руководи­мый иезуитами. Он тесно связан с конгрегацией католического образования. Его «великим канцлером» является префект этой конгрегации кар­динал Габриель-Мариа Гаррон, заместитель которого — генеральный настоятель ордена Иисуса о. Петр Аррупе; ректор университета иезуит о. Э. Каррье. О масштабах этого уни­верситета говорит количество студентов — 2377 (1975/76 учебный год), профессоров — 250, представленных наций — около 80. В нем имеется 15 факультетов; уделяется внимание жизни Русской Православной Церкви. Около трети современных кардиналов — воспитанники Грегориана. В свое время митрополит Петр Могила по его образцу устраивал Киевскую ду­ховную академию. По словам ректора о. Каррье, внимательно принявшего нашу делегацию, глав­ную задачу университета его руководство ви­дит в приспособлении проповеди о Христе к конкретной культурно-исторической среде.

В структуру Грегорианского университета входят два института, имеющие фактически свою автономию, это Библейский и Восточный.

В Библейском институте мы имели встречу с его ректором о. Карлом Мартини, вице-рек­тором и профессорами. Этот институт имеет сравнительно узкую специализацию. Его цель — научное изучение Священного Писания. На двух факультетах института — Священного Писания и Восточных древностей — изучаются древние языки, герменевтика, экзегетика, археология, история Ветхого и Нового Заветов и другие смежные дисциплины. В институте постоянно ведется работа по исследованию и реконструк­ции текстов Священного Писания. В 1976— 77 учебном году в институте обучалось 279 сту­дентов.

Восточный институт принимал нас в лице его ректора о. Эдуарда Губера, вице-ректора, де­канов обоих факультетов (Восточного канони­ческого права и Церковных восточных наук), многих профессоров. Основное внимание ин­ститута сосредоточено на изучении канониче­ского права Православных и Древних Восточ­ных Церквей, а также их богословского насле­дия, литургических традиций и всего исторического прошлого. Студенты (166 человек на 1976/77 учебный год) в основном из восточных стран.

В один из вечеров мы посетили Понтификальный Селезианский университет. Свое наи­менование он ведет от религиозной конгрега­ции [так называются различные по своим ус­тавам и направлениям деятельности организа­ции монашеского типа с так называемыми «простыми», то есть менее строгими, обетами]. Университет имеет пять факультетов (богослов­ский, философский, канонического права, клас­сической христианской литературы и педагоги­ки). В нем обучается около 600 студентов: священников, монахов, монахинь, мирян, среди которых имеется и несколько православных из Греции, Югославии, Польши. Около 40 профес­соров распределены между шестью кафедрами или институтами, центральным из которых яв­ляется катехизический. Здесь готовятся педа­гоги и директора катехизических заведений. В связи с этим в институте уделяется большое внимание практической деятельности студентов. Естественно, что основное внимание в кругу дисциплин уделяется религиозной дидактике, социологии, психологии.

В связи с паломнической поездкой к мощам Святителя Николая в г. Бари наша делегация получила возможность ознакомиться с находя­щимся там Экуменическо-патристическим ин­ститутом св. Николая, являющимся особым бо­гословским факультетом доминиканского уни­верситета Фомы Аквинского в Риме. Во время беседы ректор института доминиканец о. Лео­нардо Леонарди, секретарь ученого совета, про­фессора довольно подробно рассказали о своем институте. Он основан в 1969 году и имеет своей целью изучение восточного богословия, преимущественно в его источниках. Поэтому восточной патрологии (особенно изучению свя­тых отцов Церкви первых пяти веков) здесь уделяется наибольшее внимание. Институт име­ет три секции: патрологическую, историческую и восточнобогословскую. Но он пока весьма невелик: 15 профессоров и 45 студентов. Ожи­дается, что здесь будут заниматься и, право­славные студенты.

Недалеко от Бари в г. Мальфетто мы посе­тили одну из духовных семинарий, где имели встречу с нареченным в митрополита г. Бари отцом Мариано Маграси, местным епископом Альдо Гарциа, ректором семинарии Марио Милльетта, преподавателями. В семинарской капелле после экуменической молитвы, на ко­торой присутствовали местный епископ, ректор, преподаватели, студенты, монахини, архиепи­скоп Кирилл произнес проповедь на тему Еван­гелия от Иоанна (17, 1—26), в которой под­черкнул, что подлинный экуменизм требует не отречения от своей Церкви, но, напротив, мак­симальной ей преданности в вере, жизни и служении. Епископ Альдо Гарциа в своем при­ветствии с высоким уважением говорил о со­хранении верности Христу Спасителю в Рус­ской Православной Церкви.

 

Аудиенция

30 ноября наша делегация была очень тепло принята в частной аудиенции ныне покойным Папой Павлом VI в Ватиканском дворце. Во время приема Папа предложил всем прочитать молитву Господню «Отче наш> на своих бого­служебных языках. Затем он обратился к де­легации с следующей речью. «Мы с радостью приветствуем вас, дорогие братья, представ­ляющие здесь Его Святейшество Патриарха Пи­мена и Русскую Православную Церковь. Вы встретились с представителями конгрегации Римской курии и различных церковных инсти­тутов. В эти же дни мы послали делегацию с визитом в вашу Церковь, чтобы состоялись аналогичные встречи. Мы радуемся таким ви­зитам. Они содействуют лучшему взаимному знанию духовной жизни учебных заведений на­ших Церквей, они играют, следовательно, важ­ную роль в углублении наших отношений, ибо более сильно любишь, когда знаешь лучше. И мы многому можем научиться друг от друга для того, чтобы мир мог услышать Евангелие, мир, в котором и отдельные люди и народы так нуждаются в примирении и мире! Вот почему мы благословляем и поддерживаем усилия, на­правленные к взаимопониманию, свидетельст­вом чего являются такие встречи. Мы просим вас передать по возвращении на Родину наше особенное приветствие руководству и учащим­ся ваших духовных школ и уверение в нашей молитве за них. И с этими пожеланиями мы выражаем также все наше уважение и братскую любовь к Его Святейшеству Патриарху Пи­мену, его клиру и всему верующему народу>.

Архиепископ Кирилл в ответном слове выра­зил благодарность за возможность подобных деловых визитов и преподнес Папе Владимир­скую икону Божией Матери и сувениры. Папа подарил архиепископу Кириллу крест, а всем членам делегации вручил медали, изготовлен­ные в память его понтификата.

На следующий день речь Папы была опубли­кована в официальном органе Ватикана «Оссерваторе Романо» (№ 277).

Архиепископ Кирилл во время пребывания в Риме был принят также секретарем Совета по внешним делам Церкви архиепископом Агостино Казароли и генеральным препозитом (на­стоятелем) Общества Иисуса о. Петром Аррупе.

Поклонение святыням

Несмотря на деловой характер нашей поезд­ки, мы имели возможность посетить некоторые святые места. В этом с большой благожела­тельностью шли нам навстречу и наши хозяева. Одним из таких памятных мест является храм, построенный на древней Аппиевой дороге в том месте, где, по преданию, Господь Иисус Христос встретил апостола Петра, удалявшегося по просьбе христиан из Рима во время гонения.

С благоговением поклонились мы также в верхней часовне храма св. Креста Иерусалим­ского частицам Животворящего Креста Господ­ня и другим крестным реликвиям, находящим­ся в ковчегах под стеклом на святом престоле. Посетили и весьма почитаемую в Риме неболь­шую часовню, называемую «Святая лестница> или «Святая святых>, где, по существующему в Римской Церкви древнему преданию, цент­ральной лестницей, ведущей вверх в часовню, является часть той лестницы, по которой вос­ходил и нисходил Господь во время суда у Пи­лата. Эта святыня, по преданию, привезена в Рим в 326 году св. Еленой. Многие благо­честивые паломники считают своим долгом под­няться на коленях по этой лестнице, совершая на каждой ступени молитвы.

Мы смогли осмотреть и четыре главные пап­ские базилики в Риме: Латеранскую (в честь Христа Спасителя и святых Иоанна Крестите­ля и Иоанна Богослова), Сайта Мариа Маджоре (в честь Пресвятой Девы Марии), св. апос­тола Петра и св. апостола Павла. Из них са­мая большая в Риме и мире христианская ба­зилика, привлекающая к себе всех паломников и туристов, это собор святого Петра. Под его главным престолом покоятся святые останки этого апостола. В соборе находятся также мо­щи святых Григория Назианзина, Льва Вели­кого, Григория Двоеслова и, как полагают, Иоанна Златоуста. Большим духовным собы­тием явилась для нас Божественная литургия, которую совершили у гроба Апостола в так называемых ватиканских гротах, в подземелье собора, во главе с архиепископом Кириллом священнослужители нашей делегации. В собо­ре мы с благоговением преклонились и перед знаменитой бронзовой статуей апостола Петра, происхождение которой относят к V веку и ко­торая является предметом особого почитания паломников. Стопа статуи за много веков уже значительно стерлась от их лобзаний.

С памятью апостола Петра связана и цер­ковь «Святого Петра в веригах», где с древних времен хранятся цепи, в которые был закован Апостол будучи в заключении. В ней же нахо­дится и всемирно известная мраморная статуя Моисея работы Микеланджело.

Мы посетили также древние святыни, связан­ные с апостолом Павлом. Это, во-первых, понтификальная базилика св. Павла «вне стен», сохраняющая мозаики V века. Здесь у главного престола, под которым находится место по­гребения Апостола, архиепископ Кирилл совер­шил краткий молебен, и все члены делегации с благоговением преклонили колени перед гроб­ницей великого Апостола языков. Настоятель бенедиктинского братства (20 монахов), в ве­дении которого находится в настоящее время базилика, о. Иосиф, показал нам сохраняемые здесь священные реликвии: вериги (кандалы) ап. Павла и часть главы св. Анании, крестив­шего великого Апостола. Базилика эта интерес­на также тем, что в ней над колоннадой рас­положено 264 больших медальона с портрета­ми римских епископов, начиная с апостола Петра и кончая здравствовавшим тогда Папой Павлом VI.

Большое впечатление произвело на нас посе­щение базилики «Три фонтана», на месте кото­рой был казнен апостол Павел. Здесь же ря­дом, в другой церкви, в подземелье, показыва­ют и место заключения Апостола перед казнью.

Одной из интереснейших, с археологической точки зрения, является базилика св. Климен­та, епископа Римского. Храм представляет со­бой тройную идущую вниз конструкцию: две христианские церкви и в глубине под землей — бывшее капище Митры. Для нас базилика име­ла особый интерес, ибо в нижнем храме поко­ятся мощи апостола славян святого Кирилла. Здесь у его гробницы, которой мы с благого­вением поклонились, находится большое моза­ичное изображение просветителя славян Ки­рилла, подаренное, как гласит мемориальная надпись, в 1975 году Тодором Живковым от болгарского народа.

Особенно радостное и незабываемое впечат­ление произвело на нас пребывание у мощей Святителя и чудотворца Николая в примор­ском городе Бари, куда они были перенесены сюда из г. Мир в XI веке. В 1197 году там было окончательно завершено строительство храма в честь Святителя Николая. В настоящее время мощи его покоятся под святым престолом в нижней церкви этой базилики, продолжая источать цельбоносное миро, которое раздает­ся в специальных флакончиках паломникам. Здесь над мощами Святителя Николая архи­епископ Кирилл в сослужении всех членов де­легации в священном сане совершил Божест­венную литургию, за которой молились и при­хожане-католики.

30 ноября, в день памяти преподобного Ни­кона Радонежского, также была отслужена Бо­жественная литургия, но уже в Риме глубоко под землей в месте погребения многих святых мучеников — в катакомбах св. Прискиллы. Эти катакомбы являются самыми большими, раз­ветвленными и древними в Риме. Они наиболее богаты по числу погребенных в них известных мучеников раннего периода христианства, по количеству христианских изображений и надпи­сей. После литургии мы осмотрели их в сопро­вождении одной из монахинь, обслуживающих эти древнехристианские святыни.

С Римом связано имя почитаемого в Русской Православной Церкви преподобного Алексия человека Божия, почившего в 411 году. В 1216 году его мощи были обретены нетлен­ными и над ними была воздвигнута великолепная церковь. Внутри церкви преподобного Алек­сия сохраняется та деревянная лестница его бо­гатого вельможного дома, под которой он жил в добровольной неизвестности и нищете и где блаженно преставился.

Мы посетили также множество других свя­тынь и достопримечательностей Италии.

 

«Индекс Томистикус»

В честь нашей делегации Секретариат по со­действию христианскому единству устроил офи­циальный прием, на котором архиепископ Рамон Торелла, заместитель председателя Сек­ретариата, и архиепископ Кирилл обменялись речами. Архиепископ Рамон Торелла при этом объявил, что Папа посылает в дар Московской и Ленинградской духовным академиям Русской Православной Церкви «Индекс Томистикус» — многоаспектный указатель и словарь к сочине­нию Фомы Аквинского «Сумма теологии» — плод многолетней, напряженной работы боль­шого коллектива католических ученых. Этим даром как бы еще раз подтверждалась вся серь­езность намерений руководства Римско-Католической Церкви к богословскому и иным видам церковных контактов с нашей Церковью.

Обмен визитами делегаций обеих Церквей с конкретными деловыми целями явился еще одним знаком обоюдности подобных стремле­ний и красноречивым свидетельством растущих и углубляющихся связей между двумя Церк­вами. Отношения между ними постепенно выхо­дят за рамки чисто официальные. Это — новая реальность наших дней, и она возлагает новую повышенную ответственность на православных и католических христиан за целостность и единство Тела Христова.

В связи с этим хочется вспомнить слова архиепископа Кирилла, сказанные им в семи­нарской капелле в г. Мольфетто: «Подлинный экуменизм предполагает не переход в другую Церковь, но требует еще большей преданности и налагает еще большие обязательства на христианина по отношению к своей Церкви, воспитавшей и взрастившей его душу. Только пребывая в глубоком единстве с своей Цер­ковью, можем мы ясно увидеть действительные ценности у других и воспринять их без ущерба для себя, то есть без потери своих духовных сокровищ. Поэтому экуменизм есть прежде всего христианская любовь, которая, как из­вестно, ни у кого никогда и ничего не отнимает, но, напротив, всегда и неизмеримо взаимно обо­гащает. В этом ее таинственная красота и си­ла, познать которые призваны все мы, христиа­не, независимо от наших вероисповеданий».

Ныне, когда Римско-Католическая Церковь вступила в эпоху нового понтификата, хочется надеяться, что и при нынешнем Папе Иоанне-Павле II, преемнике почивших Пап Иоан­на XXIII, Павла VI и Иоанна Павла I, отноше­ния между нашими двумя Церквами будут по-прежнему развиваться в духе именно такого экуменизма, который принесет добрый плод всем христианам.

Список раздела

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА: КОМПАНИЯ ЗАО "ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ"

Православие.Ru РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народность Седмица.ру Библиотека православного христианина "Благовещение"

Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом - «Экспресс-Веб»
Техническая поддержка - компания ЗАО «Зебра телеком»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт Яндекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет       © Православное общество (братство) "Радонеж" - 2003
      e-mail: radonezh@radonezh.ru  Тел: 772-79-61 Факс: 230-13-50