Православные мультимедийные ресурсы РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
 






Поиск
Искомое.ru

Православный телеканал «СПАС»

Православный телеканал «Союз»

Медиа-сервер «OrthoMedia.RU»

Радонеж. Православное братство

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА: КОМПАНИЯ ЗАО «ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ»



Святые отцы о спасении


Аудиокниги

 

Напоминаем посетителям нашего сайта, что формат, в котором размещены аудиоматериалы на сайте, не предназначен и не пригоден для коммерческого использования. Аудиоматериалы представлены для предварительного ознокомления с их содержанием. Все права авторов защищены.


[09.05.2007]

Священник Александр Ельчанинов. Записи

Предисловие

О. Сергий Булгаков об о. Александре Ельчанинове 
 
 Отрывки из дневника:

01_До священства, как о многом я должен был молчать...
 
02_Почему всякое наслаждение, сладость - грех?
 
03_Жизнь - драгоценный и единственный дар...
 
04_Все греховное в нас так живо, полнокровно...
 
05_Три ряда впечатлений

06_Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику...
 
07_Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!
 
08_На всенощной, особенно если я не служу сам...

09_Кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия теософией...
 
10_Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле...
 
11_Радость почитания икон

12_Прошло несколько дней, и я едва могу вспомнить...

13_Я так чувствую в самолюбии, съедающем души...
 
14_Для мудрости необходимо приготовить свою душу
 
15_"Нервность" в каком-то смысле есть психофизическое условие святости
 
16_Черная "благодать". У людей злобных наблюдается прилив особых сил

17_Гениальность Х в двух его качествах...

18_Истинная любовь переживает как измену и грех против любимого человека

19_В нашей эмиграции есть и такая точка зрения

20_Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью

21_План (давно обдуманный) работы о памяти и беспамятстве

22_"Множеством Славы стерл еси супостаты"

23_Характерно, что главные две формы сумасшествия...

24_Часто мы не грешим не потому, что победили грех...

25_Мы делаем добрые дела, очищаем свое сердце...

26_Пугает течение времени, когда стоишь на месте...

27_Многих смущают своей прозаичностью и кажутся неуместными денежные сборы в Церкви.

28_У меня недоверие косновному методу всякого богословствования...

29_Философия семейных ссор

30_Обычный в наше время страх перед мыслью....

31_Сила девства - сияние нерастраченного пола...

32_Православие особенно чувствует контраст умной красоты мира горнего и мира сего.

33_Стремительное, неудержимое мелькание, уплывание часов, дней, годов

34_Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий...

35_Все мы счастливы уже хотя бы одним тем, что принадлежим к Православной Церкви.

36_Будем стараться, чтобы все наши поступки, вся наша жизнь были не сонным прозябанием...

37_Приближение света страшно и мучительно для лжи и греха...

38_Молитва - искусство...

39_В нашей теперешней жизни все так неверно, шатко, тяжело...

40_Постоянная моя мысль о недоступности для нас Бога...

41_Важны не идеи, а факты и реальности

42_Осуществленное, проведенное в жизнь, хотя и самое малое добро, живой опыт любви...

43_Засыпает ли душа после смерти?

44_Разговор с Х о посте.

45_Схема отношений к людям.

46_Важна молитва всякая, даже невнимательная.

47_Особый наш крест - отдаленность наша, по времени, от времен Христа...

48_"Эллинизм" у святых отцов

49_Истерия есть разложение личности

50_Неоконченное письмо к N

51_У всадника развивается чувство свободы и власти

52_Сегодня я долго пробыл на Рiеrrе Рlаtе

53_Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой

54_Как укрепить себя в Церкви

55_"Я" перед Богом

56_В нашей жизни мы знаем наверно только то, что мы умрем

57_Есть одно прочное приобретение нашей эпохи

58_Есть разные виды духовной слепоты

59_Невозможно всегда находиться в состоянии духовного подъема

60_Осуждением занята вся наша жизнь

61_Добродетель благодарности

62_Вчера вечером, когда я остался один на горе, был такой ветер...

63_Из писем о. Александра незадолго до смерти


Из писем к молодёжи:

64_Если уже ты принимаешь мое руководство...

65_Главная ошибка нашей молодежи в убеждении, что все можно постигнуть

66_Низость и пошлость мотивов у начинающих курить...

67_Вопрос о выборе карьеры очень труден...

68_Как сделать, чтобы не сердиться, не обижаться, когда обижают и оскорбляют?

69_Многие юношеские сомнения от гордости...

70_С участием и сочувствием прочел я длинный список Ваших душевных горестей...

71_Для чего нужна вера? Ни для чего!

72_Всякое самое малое дело начинайте молитвой


Советы священникам:  
 
73_Пастырская работа должна быть индивидуальной и творческой

74_Надо учить людей исповедоваться

75_Мы, допуская частую исповедь и причащение, иногда забываем...

76_Человек часто не знает, как приступить к исповеди

77_Нормальный порядок исповеди

78_Когда я обдумываю, что сказать...

79_Тема для погребения

80_Тема проповеди на Рождество

81_Тема для слова о браке

82_Несколько советов к преподаванию Закона Божия

83_Полезность веры


Записи разных лет:

84_Беседа перед исповедью

85_Беседа о Католичестве и Православии

86_Говение в монастыре (запись гимназических лет)

87_Демонская твердыня (о гордости)

-----------------------------------------------

Священник Александр Ельчанинов

24 августа 1934 г. скончался после долгой и мучительной болезни о. А. В. Ельчанинов. Смерть вырвала его в полноте сил, когда он готовился вступить на новое поприще пастырского служения в Парижском кафедральном соборе, куда он призван был митрополитом Евлогием. Болезнь, жестокая и неожиданная, поразила его и, как хищный коршун, выпила из него все жизненные силы. Казалось, отяготела на нем десница Господня, и, как Ной на гноище, лежал он на одре болезни, который сделался для него и одром смерти. Все, что могла сделать человеческая помощь и самоотверженная любовь, было сделано для него, но Господь судил призвать праведника в Свою обитель, и туда возлетела его светлая, чистая и праведная душа, не удержанная человеческими усилиями. Судьбины Божии неисповедимы, и не о нем, упокоившемся, в стране живых ныне надо сожалеть, а о себе самих, без него оставшихся. Ибо горькая утрата для живых есть его уход от нас. Я не позволю себе здесь касаться святыни скорби его собственной семьи, но его духовная семья простиралась далеко и широко за пределы этой последней. Он был священник и пастырь, связанный нитями духовно-отеческой любви с множеством душ, которые теперь почувствуют себя осиротевшими, потерявшими кроткого и любящего отца и друга. Эти слезы и эта любовь ведомы только небу, о них не будет рассказано в летописях истории, хотя то, что совершается в сердцах, есть самое важное, что вообще происходит в жизни. Не только по личным качествам, пастырской призванности и одаренности, совершенно исключительной, но в особенности по-своему типу о. Александр, как священник, представлял собой явление необычайное и исключительное. Ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания. Он был одним уже из немногих в эмиграции представителей старой русской культуры, достигшей перед революцией, в особенности в тех петербургских и московских кругах, в которых он вращался, своего рода зенита. Здесь биография почившего вплетается в историю этой русской культуры, о чем пишущий эти строки может быть и историческим свидетелем. Мое знакомство со студентом, сначала Петербургского университета, а потом Московской Академии А. В. Ельчаниновым относится к эпохе примерно 30 лет тому назад в Москве. В это время выделялась и обращала на себя внимание молодая группа мыслителей, писателей и церковных деятелей, связанная между собою не только личной дружбой, но и товариществом по школе. Судьбе было угодно, чтобы на одной школьной скамье в Тифлисской гимназии сидели такие люди, как великий русский ученый и богослов о. Павел Флоренский, безвременно скончавшийся философ Вл. Эрн и будущий священник и педагог А. В. Ельчанинов, которые затем в северных столицах, но преимущественно в Москве продолжали свою школьную связь. Все они — каждый по-своему — определились в новом для того времени, но исторически давно жданном религиозно-культурном типе, который естественно примыкал к более старшему поколению того же характера плеяды мыслителей, писателей, богословов, поэтов нашего поколения (Тернавцев, Бердяев, Карташев, Вяч. Иванов, Гершензон, Розанов, кн. Трубецкие и др. ). К ним же естественно присоединились и их молодые сверстники, как свящ. С. Свенцицкий, Андрей Белый, свящ. С. М. Соловьев, А. Блок и др. А. В. Ельчанинов был любим и принят одинаково в кругах литературной Москвы и Петербурга, и везде с радостью встречалось появление студента с лучезарной улыбкой, с особой скромностью и готовностью слушать и запечатлевать эти бесконечные творческие беседы. В дружеских кругах его звали Эккерманом при Вяч. Иванове, а затем при о. П. Флоренском, с которым он вместе жил в Сергиевом Посаде (кажется, он и сам, шутя, применял к себе это название). Начало этого века отмечено в истории русской мысли возникновением так называемых религиозно-философских обществ, сначала в Петербурге, затем в Москве, а позже и в Киеве. В них находили для себя выражение новые борения и искания, с их проблематикой и идеологией. Московское религиозно-философское общество имени Вл. Соловьева было основано осенью 1905 года, и первым его секретарем и неизменным сотрудником явился А. В. Ельчанинов ( принимавший участие ранее того и в Петербургском религиозно-философском обществе), и он оставался на этом посту, пока для этого была внешняя возможность, неся по преимуществу невидимую, но незаменимую организационную работу. Это была в то же время активная проповедь христианства, борьба с безбожием интеллигенции в ее собственном стане, — особая задача, выпавшая на долю нашего поколения и разрешавшаяся с посильной искренностью и энтузиазмом, хотя и без решительной победы, если судить по теперешнему разгулу старого интеллигентского, разлившегося в массы атеизма. А. В. Ельчанинов, вместе с друзьями, служил уже здесь делу христианской миссии, которому позже отдал себя всецело как священник. Одновременно возникали и иные начинания в области религиозно-политической, с которыми А. В. Ельчанинов также был связан через своих друзей. Здесь речь шла об идейном и практическом преодолении традиционной идеологии, сливавшей и отождествлявшей политический абсолютизм с православием. Но собственное призвание А. В. Ельчанинова было всегда не литературное, но личное общение с людьми, в частности с молодыми душами. Он был педагогом по призванию, и уже тогда было известно, какой исключительной любовью пользовался молодой студент среди своих учеников. И эта черта — особый интерес к воспитанию и умение установить личную связь и дружбу между воспитателем и воспитываемым — была особым даром о. Александра. Этой своей потребности он нашел удовлетворение позднее на поприще педагогическом, став во главе частной гимназии в Тифлисе. Обстоятельства разлучили нас надолго, и наша новая встреча произошла уже в беженстве, в Ницце, где он разделял общую скорбную долю эмигрантского существования. При этой встрече для меня стало ясно, что он решительно перерос уже рамки светской педагогии, которая ограничивается наружными покровами души, не входя в самое сердце. Пришло время осуществить педагогический дар во всей его полноте — в пастырстве. «К почести высшаго звания» — к предстоянию перед алтарем Господним влекла его одинаково как его личная религиозная потребность, так и эта педагогическая стихия. И желанное совершилось: с 1926 года о. Александр — священник, занимающий скромное место при Ниццком соборе. Со всей открытостью своей чистой и верующей души внушал он небесные радости предстояния перед апостолом Агнца и с христианским смирением и мудростью этого смирения принимал терния, которые неизбежно встречаются на пути этого служения, как и внешние трудности жизни, его не щадившие. Он отдался работе приходского священника, но мог ли он при этом забыть свою первую любовь — воспитание детства и юношества, конечно, уже на церковных началах? И нельзя было не поражаться и не радоваться, видя, с какой преданностью относились к нему его молодые друзья. То была какая-то простая и крепкая, настоящая дружба. В этом совершалась та молчаливая и незримая пастырская работа над человеческими сердцами тех, кто с такой любящей скорбью отпускали его из Ниццы и теперь так глубоко и искренно его оплакивают. В это время в собственной духовной жизни почившего стали преобладать настроения аскетические. Он посвящал преимущественное внимание святоотеческой письменности. Много даров у Бога, и Бог ведает пути Свои. Но человеческий глаз в редеющих рядах старого культурного поколения, а в особенности в пастырстве еще не видит новых заместителей опустевших мест, и по-человечески становится тоскливо и жутко. Однако не место этим чувствам там, где совершается воля Божия. Сеется семя в смерти, восстает в славе, и славим и благодарим Господа о всем! Кланяясь отшедшему в вечность и творя ему вечную память, да будет мне дано соединить ее с памятью о всей той отошедшей эпохе, как и о тех друзьях, с которыми Провидение соединяло почившего и нас всех в этой жизни, и прежде всего тех школьных его друзей, из которых «иных уже нет, а те далече», с памятью о великой русской религиозной культуре. «Если пшеничное зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет плод свой». Слава и вечная память всем отшедшим и ныне почившему брату нашему!

Протоиерей Сергий Булгаков

------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: www.predanie.ru

Список раздела

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА: КОМПАНИЯ ЗАО "ЗЕБРА ТЕЛЕКОМ"

Православие.Ru РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народность Седмица.ру Библиотека православного христианина "Благовещение"

Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом - «Экспресс-Веб»
Техническая поддержка - компания ЗАО «Зебра телеком»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт Яндекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет       © Православное общество (братство) "Радонеж" - 2003
      e-mail: radonezh@radonezh.ru  Тел: 772-79-61 Факс: 230-13-50